Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказки или сказочной истории для: воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов. В древние времена знания о мире, его истории и развитии передавались в форме сказок, притч и мифов, из уст в уста, неся с собой опыт, накопленный многими поколениями. Конечно, многие думают, что метод сказкотерапии подходит исключительно детям, но в действительности, для ее применения нет возрастных рамок, так как внутри каждого из нас есть детская часть (внутренний ребенок).
Итак, главный способ, с помощь которого сказка способна воздействовать на психику ребенка или внутреннего ребенка взрослого человека - это метафора (перенесение свойств одного предмета на другой, по принципу их сходства. Например, "ледяное сердце", "железные нервы", "глаз-алмаз") Она представляет собой не только отражение реального, но внутреннего мира человека. Таким образом, сказкотерапия, одновременно, направлена: как на развитие самосознания и улучшение контакта с самим собой, так и на улучшение контакта с внешним миром. Сказочная метафора наиболее доступна, безопасна и привлекательна для детского восприятия. Она дает ей, поистине, безграничные возможности, для обучения, воспитания или коррекции личности ребенка, а так же, для формирования в ней таких полезных качеств как: креативность, эмпатия (понятие , сопереживание чувств другого человека), рефлексия (отличие человека от животного).
Кроме того, работа со сказкой помогает как педагогу, так и родителю наиболее быстро установить доверительный контакт с ребенком. Этому способствует то, что сказка содержит не прямые, а завуалированные указания, рекомендации, модели поведения, и, таким образом, способствует усвоению новых знаний о мире, не вызывая у детей протеста или отторжения.
В настоящее время форма сказки используется многими педагогами и психологами, однако, этот метод пригодится, конечно, и родителям. Ведь они проводят вместе с ребенком гораздо больше времени, чем все преподаватели и учителя. Поэтому, задачей сказкотерапии, в последнее время, стало объединение многих психологических приемов в форме сказки для использования, не только профессионалами, в области образования и воспитания, но и родителями.
Специалистами разрабатываются различные сказки содержащие информацию о различных явлениях, ценностях, проблемах, устройстве окружающего и внутреннего мира человека.