Ча́ндра Мо́хан Раджни́ш (хинди चन्द्र मोहन रजनीश, иногда ошибочно «Раджанеш», 11 декабря 1931 — 19 января 1990) — известный индийский философ, основатель мистического учения, с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш (хинди भगवान श्री रजनीश) и позднее как Ошо (хинди ओशो).
Проповедовал собственное учение, декларировавшее своей целью свободную и счастливую жизнь человека, борьбу с предрассудками, ложными ценностями общества, бюрократическим государством, бюрократизированной церковной верой (клерикализмом), бездуховностью семейного уклада и прочим. Разработал множество новых систем медитации, связанных с музыкой, движением, дыханием.
Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен книг. Основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам. Учение Ошо
В изложении взглядов Бхагавана Шри Раджниша об истинной природе человека
и методах обращения к ней следует быть очень бдительными и осознанными;
«Я не пришёл учить вас, я пришёл разбудить вас». Ошо не писал книг, а
своё учение передавал в виде бесед, всякий раз обращённых к конкретной
аудитории или даже к конкретному человеку. Неудивительно, что при
подобной — контекстной — подаче часть материала всякий раз оказывалась
оформлена по-новому, а в некоторых беседах можно обнаружить значительное
отличие от прежде сказанного — например, одному человеку Ошо мог
сказать: «Мир статичен», а другому — «Мир постоянно меняется!». Таким
образом он пытался привести человека в «точку равновесия», чтобы он не
был однобоким, всегда находился в поиске. Многих людей ставят в тупик
противоречия в беседах Ошо. Вот что говорит он по этому поводу: «Мои
друзья удивляются: „Вчера ты говорил одно, а сегодня — другое. Чего же
нам слушаться?" Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за
слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только
пустоты между произносимыми мной словами — вот что ценно. Вчера я
распахнул двери к моей пустоте при помощи одних слов, сегодня я открываю
их, прибегая к другим словам. Та пустота, которая проявляется между
словами, — вот что для меня важно. Двери могут быть деревянными,
золотыми, серебряными; может, их украсили узорами из листьев и цветов.
Будут они простыми или орнаментированными — все это не имеет значения.
Лишь открытая дверь, то пустое пространство имеет значение. Для меня
слова — лишь инструмент, помогающий открыть пустоту».
Ошо о Радости
Пение, пляска — это, несомненно, язык радости, но можно выучить язык, не
узнав радости. Этим и занимается все человечество: люди учатся только
жестам, пустым жестам.
«В чём причина твоей радости, Учитель?» Этот вопрос Ошо разъясняет так:
«У радости нет причины, у радости не может быть причины. Если у радости
есть причина, это вообще не радость; радость может быть только
беспричинной, необусловленной. Есть причина у болезни, но у здоровья?..
Здоровье естественно. Спросите доктора: „Почему я здоров?" — он не
ответит. Он может ответить на вопрос: „Почему я болен?" — ибо у болезни
есть причина. Он может диагностировать эту причину, определить, почему
вы больны, но никто не может найти причину, по которой человек здоров.
Здоровье естественно, здоровье — это то, как должно быть. Болезнь — это
то, как не должно быть. Болезнь означает, что что-то не так. Когда все в
порядке, человек здоров. Когда все сонастроено, человек здоров, тут нет
никакой причины».
Ошо-движение
Раджниш совершенно неодобрительно относился к любым объединениям, в том
числе и религиозным, и неоднократно предостерегал своих последователей
от создания организаций по типу «следования»; он рекомендовал, в случае
своей смерти, незамедлительно отправиться на поиски «живого Мастера».
Однако это предписание не было выполнено, и после ухода Мастера «новая
саньяса» организовала множество ошо-центров по всему миру; наиболее
известным из них является «медитационный курорт» в Пуне, Индия. В
центрах проводятся групповые медитации — разработанные как Раджнишем,
так и его учениками.
Жизнь сама по себе - это чистый холст; она становится тем, что вы нарисуете на нем. Вы можете нарисовать страдание, вы можете нарисовать блаженство. В этой свободе - ваше величие. Вы можете использовать свободу так, что вся ваша жизнь превратится в ад, или так, что ваша жизнь преисполнится красоты, благословения, блаженства, чего-то небесного. Все это зависит от вас; человек имеет полную свободу.
Страданий так много потому, что люди глупы и не знают, что изображать на холстах. Выбор за вами - в этом величие человека.
Поэтому первое, что нужно понять, это что я подразумеваю под «жизнью». Она не должна быть просто старением, она должна быть взрослением. А это две разные вещи. К старению способно любое животное. Взросление – прерогатива человеческих существ. Лишь немногие предъявляют на нее права. Взросление означает: двигаться с каждым мгновением глубже и глубже в принцип жизни; все более отдаляться от смерти – не приближаться. Чем глубже ты идешь в жизнь, тем более понимаешь бессмертие внутри себя. Ты отдаляешься от смерти; приходит мгновение, когда ты видишь, что смерть – не что иное, как переодевание, переезд в другой дом, смена формы – ничто не умирает, ничто не может умереть.
*****
Жизнь должна быть постоянным празднованием, праздником огней, который длится круглый год. Лишь тогда ты можешь вырасти, расцвести. Трансформируй небольшие вещи в празднование.
*****
Жизнь требует великой смелости. Трусливые только прозябают, они не живут, потому что вся их жизнь пропитана страхом, а жизнь, в которой так много страха, хуже, чем смерть. Они живут в своего рода паранойе, они всего боятся; и не только реальных вещей, не реального они боятся тоже. Они боятся ада, они боятся приведений, они боятся Бога. Они боятся тысячи и одной вещи, которые они или другие, такие же как они сами же и придумывают. Страха накапливается так много, что жить становится невозможно.
Жить могут только смелые. Первое, чему надо научиться - это быть смелым. Вопреки всем страхам, следует начать жить. А почему нужна смелость, чтобы жить? - потому что жизнь ненадежна. Если вы слишком заботитесь о безопасности, надежности, тогда вы ограничиваете себя очень маленьким уголком, почти тюрьмой, которую вы сами же и построили. Возможно это будет безопасным местом, но не будет живым. Это будет надежным, но в этом не будет приключения и экстаза.