Понятию
"упрямство" не надо искать определения. Однако большинство из нас склонно относиться к
проявлениям упрямства однозначно негативно и принимать меры для того,
чтобы побороть эту вредную для окружающих черту.
К сожалению,
очень редко взрослые, испытывая трудности с упрямцем, задают себе
вопросы о том, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ ребенок упрямится, ЧТО он хочет сказать
нам своим поведением? РАДИ ЧЕГО он идет на конфликт с любимыми
взрослыми? А вдруг упрямство малыша - это просто жизненная
необходимость? Но, если это так, то и методы эффективного влияния на
малыша могут быть не такими, как мы привыкли?
Давайте подумаем об этом вместе:
Родителей часто
выводит из себя неподатливость маленького существа, его стремление
настоять на своем. У одних детей первые приступы упрямства начинаются
сразу после двух лет, у других - позже. Однако причины такого поведения
могут быть самыми разными. Вот несколько классических ситуаций детского
упрямства.
Ситуация 1.
Ребенок пытается сам зашнуровать ботинки. Получается не очень ловко и
быстро, мама пытается ему помочь, ребенок отталкивает ее: "Я сам". Она
говорит: "Вот упрямый какой!". Ребенок в свою очередь делает более
активные попытки зашнуровать ботинки. Весьма позитивно стремление
ребенка к самостоятельности, к проявлению своего "Я". Чему, в принципе,
взрослые должны радоваться. Если это не происходит, взрослым надо
попытаться понять свои чувства в этой ситуации. Возможно, им хотелось бы
иметь более зависимого, покладистого, "удобного" малыша. Но в этом
случае будут резко ограничены условия для формирования его "самости".
Как вы думаете, что важнее для вашего чада?
Ситуация 2
(похожа на ситуацию 1, но разворачивается иначе). Ребенок зашнуровывает
ботинки (застегивает куртку, рубашку и т.п.). Он полностью поглощен
этим серьезным и трудным занятием. Скорее всего, он испытывает гордость,
ведь он действует сам и, может быть, впервые. У мамы свои нужды и
эмоции, ей надо куда-то успеть, и она его торопит:"Давай быстрей, заснул
что ли?" В ответ ребенок прекращает свое занятие, сидит без движений.
Мама пытается заставить его продолжить начатое дело - скорей, скорей, но
маленький упрямец ни в какую не слушает ее.
Ребенок пока не в
состоянии выполнить требование взрослого (притом очень значимого и
любимого!) в силу возрастных ограничений. У него еще только формируются
навыки шнурования (застегивания пуговиц и т.п.), и он не способен делать
это быстро. Команда матери ставит его в тупик. Позвольте малышу
действовать в доступном для него темпе. Если же вы не располагаете
временем, в качестве исключения можете сделать это сами. Но все-таки
предпочтительнее этого не делать или делать редко. Поскольку соблюдение
принципа: "не делай за ребенка того, что он может сделать сам" будет
способствовать развитию его самостоятельности и уверенности в себе. А
это гораздо важнее для развития его личности.
Ситуация 3.
Ребенок разыгрался, мать предлагает прекратить игру и быстро убрать за
собой игрушки. Но маленький упрямец продолжает игру, и это раздражает
маму.
Малышу трудно
сразу "отойти от игры". У него еще слабый процесс торможения.
Переключение от привлекательного занятия к скучному (в данной ситуации
от игры к уборке игрушек) нелегко дается и взрослым. Вероятно, лучше
дать ребенку возможность доиграть, сказав предварительно: "Заканчивай
игру, Вези грузовик в гараж", предупредив, что затем надо будет убрать
игрушки. Если ребенку и в этом случае будет трудно отключиться от
занятия, можно процесс уборки провести в игровой форме. Например, так:
"Скоро налетит буря (тайфун), надо спрятать игрушки, чтобы ничего не
унесло и все сохранилось". Или использовать какую-нибудь другую игровую
ситуацию, что придет вам на ум. Здесь вам поможет книга Дж. Родари
"Грамматика фантазии". Вообще, в трудных для малыша ситуациях игра -
незаменимый помощник. Как только вы это поймете и почувствуете, вам
будет намного легче справляться с многими проблемами, прежде ставившими
вас в тупик.
Одна из мам
рассказала поразившую ее до чрезвычайности историю, которая помогла ей
понять, что такое сказка для ребенка. Во время загородной прогулки ее
маленькая дочка устала. К тому же, была осень, грязь налипла на сапоги,
они стали очень тяжелыми, и девочка запросилась на руки. "Посмотри, что
случилось у тебя с сапогами!" - удивленно сказала ей мама. - "Что?" -
"Они превратились в сапоги-скороходы! Теперь поведут тебя сами!". К
удивлению мамы малышка перестала хныкать и довольно большое расстояние
одолела сама, с ощущением, что ее "несут скороходы". Вот так.
Ситуация 4. Девочка мыла посуду, разбила чашку, мама приказала ей оставить посуду. Девочка продолжала мыть, несмотря на запрет.
Нельзя ждать от
ребенка в этом возрасте (3-4 года) требуемой ловкости рук при мытье
посуды. Но ему так хочется почувствовать себя взрослым! Подумайте -
разве разбитая чашка важнее этого важного чувства? Кстати сказать, почти
все родители говорят о том, что пока их дети были совсем маленькими,
они с готовностью стремились помочь маме в домашних делах. Конечно, их
попытки создают дополнительные хлопоты родителям. Но если родители эти
попытки пресекают, то позднее, когда они уже готовы активнее включить
ребенка в домашние дела, у него такой охоты, как правило, уже нет. Более
того, родители ломают голову, как все-таки заставить упрямца что-либо
делать по дому. А все, поезд уже ушел.
Ситуация 5.
В магазине часто приходится наблюдать сцену, когда малыш заливается
слезами, просит купить ему шоколадку (мороженое и т.п.). Мама стремится
оттащить его от прилавка, ребенок упирается и настаивает на своем.
Истерики в магазине чаще случаются у тех детей, по отношению к которым
взрослые ведут себя непоследовательно: то разрешают, то запрещают.
Ребенок как бы надеется, что всегда можно добиться своего криком и
слезами. Лучше твердо сказать нет и предложить какой-то вариант решения
ситуации. Скажем, машину мы купить не сможем, но можем купить шарик. Или
предложить малышу помочь вам выбрать нужную в хозяйстве покупку.
Помните, ребенок заражается вашим состоянием, поэтому отказывайте в
лакомстве спокойно. Если вы раздражаетесь, ему труднее сохранять
самообладание.
Важно не просто
запрещать, но предлагать ребенку достойную альтернативу: вместо "не ходи
в лужу", попробуйте сказать: "обойди лужу", или "заходить в лужу будем в
сапогах", или "давай заходить только в маленькие лужи". Вы увидите, как
легче будут решаться эти проблемы.
Мама подростка
как-то сказала про своего сына на приеме у психолога: он с детства был
упрямый как осел, упал хлеб со стола, я ему раз 20 сказала: "подними" -
он ни в какую. Жесткость родителей вызывает ответную реакцию у детей.
Ситуация 6.
Мама просит убрать со стола посуду, ребенок отказывается это делать.
Отец, наблюдая эту сцену, улыбается. (В подобных ситуациях папа в ответ
на просьбу мамы заявляет, что это не мужское дело.) Здесь особая
ситуация, все дело в отношении родителей к определенным семейным
ситуациям и друг к другу. Малыш просто подражает тому поведению, которое
он наблюдает со стороны отца в сходных ситуациях. Вообще можно сказать,
что ребенок во многом так ведет себя по отношению к маме, как себя
ведет в соответствующих ситуациях отец. По отношению к отцу - так как
ведет себя с ним мать. Он может подражать, прежде всего, наиболее
авторитетному в семье члену. Поэтому родителям важно строить отношения
между собой, а не только думать о том, как общаться с сыном или дочкой.
Справедливо утверждение, что самое главное, что может отец сделать для
ребенка, - это любить его мать, и наоборот: самое главное, что может
сделать мать для своего ребенка, - это любить его отца. Ребенок
усваивает не отношение к себе, а отношение между родителями.
Итак, упрямство
(а, в большинстве случаев, эту особенность поведения ребенка можно
назвать упорством) не так страшно, как кажется на первый взгляд, и
причины его проявления напрямую связаны с поведением, установками и
требованиями взрослых, а именно:
- когда требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка;
- когда требования взрослых непоследовательны (то можно, то нельзя);
- когда ребенок
подражает поведению взрослых, прежде всего родителей, и это связано с
определенными проблемами взрослых членов семьи.
Поэтому, вместо
таких привычных и удобных для родителей способов воздействия, как
давление, запрет и применение силы, попробуйте:
- вместо
запрещения переключить внимание ребенка на что-то другое (например, в
ситуации 5 начните искать что-то красное вокруг, считать людей в белой
одежде и проч.),
- чаще хвалить малыша за проявления самостоятельности, реальные поступки, которые он совершает (ситуации 1, 2, 3, 4, 6),
- использовать
игровые ситуации в общении с крохой. Тогда смогут высветиться позитивные
стороны "упрямства" вашего ребенка: самостоятельность, взрослость и
уверенность в себе (во всех представленных ситуациях можно разрешить
конфликт с помощью игры!).
- быть
последовательными, то есть договариваться с ребенком заранее и не
отступать от условий договора (например, в ситуациях 1, 2, 3, 5).