Славянская мифология
Всем нам с детства знакома Баба-Яга.
В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
«Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, нос в потолок врос», страшная и огромная.
Прочитаем сказку заново, вспоминая мудрость наших предков.
Начнем с имени: Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» - слова
одинаковые по семантическому значению. Йога - это путь к
самосовершенствованию, а «Яга» - дословно «Я иду», то есть, то же самое. «Га» - означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га», «га-гара»).
Есть и другая трактовка: Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.
Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца,
который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и
отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.
Именно жрице-колдунье в древнейшие времена приводили мальчиков 10-12 лет для проведения обряда посвящения в мужей-воинов.
Это был своеобразный экзамен на бесстрашие, ловкость, выносливость; при
этом юноши как бы «умирали» для племени: вместо них «рождались» воины и
охотники.
«Экзаменом на зрелость» руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
А приобщала к тайнам племени, к магическому ритуалу охотников женщина-ведунья.
Связь Яги со смертью (частокол с черепами) объясняется её функцией привратницы между миром живых и миром мёртвых.
Череп – субстанция нетленная – говорит о бессмертной памяти предков.
Помело связывает Ягу с очагом, излечивающим хвори.
Недаром в сказках Баба-Яга хочет испечь ребёнка. Это отголоски древнего обряда, бытовавшего еще в прошлом веке.
Родился хворой ребёночек – его заворачивали в тесто и ставили в тёплую
печку (но не запекали, а опекали, отсюда и «опека» - забота).
Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».
Вынимали ребенка, и он как бы рождался заново, обретал новых родителей и счастливую судьбу.
Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким.
Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы,
летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну,
помогая славянским воинам охранять родную землю.
Она энергична, красива и полна жизни!
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж
славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со
змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души
почивших в царство мертвых.
Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно
античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы
считаются древнейшими предками славян.
Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою
прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это
бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой
она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы
питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под
обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.
В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в
людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и
черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама
зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу
двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные
возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями.
Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на
крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках,
или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и
взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню,
вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или
богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и
т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в
железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то
понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом.
А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они
за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается
лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами,
тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках.
В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит,
себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в
крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни
сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
|