«Я, покидающий мир, преклоняюсь и обретаю прибежище в ламе-исповеднике и всех божествах, мирных и гневных"
Меж двух миров
Посвященные в Тибете знают, что их ждет после смерти.
Ламы уже при жизни видели загробный мир и испытали сопровождающие
смерть ощущения. Во время смерти их сущность освободится, сознательно
вступит в потусторонний мир и пойдет вперед по уже знакомым дорогам и
тропам, заранее зная, куда они ее приведут.
В свой смертный час ламы сохраняют полную ясность сознания и не нуждаются в чьей-либо помощи.
Простым же тибетцам на смертном одре помогает священнослужитель. Он
успокаивает умирающего и главное — неутомимо назидает, какой путь ему
избрать.
Первая забота ламы — не дать умирающему уснуть, впасть в обморочное или
коматозное состояние, сохраняя до последней секунды ясность ума. Лама
обращает внимание умирающего на постепенное угасание различных сознаний:
сознание глаза, сознание носа, языка, уха, т. е. на постепенную потерю
слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния. Далее в бесчувственном теле
остается только мысль, которая наблюдает происходящее таинство.
Теперь важно заставить дух покинуть свою оболочку через темя: если он
выйдет другим путем, то будущее перевоплощение не будет благополучным.
Извлечение духа из тела производится двумя ритуальными восклицаниями:
«хик» и «пхет», произнесенными с особой интонацией, которой нужно долго
учиться. При произнесении этих восклицаний лама должен глубоко
сосредоточиться и полностью отождествить себя с умершим (тогда
произносится «хик»). Затем нужно сделать усилие, какое понадобилось бы
покойному, чтобы «поднять» свой дух к макушке головы с силой,
достаточной, чтобы пробить для себя в темени отверстие (тогда
произносится «пхет»).
"Согласно тибетской «Книге мертвых», душа, прежде чем определится ее
посмертная участь, должна пройти некое промежуточное состояние — Бардо.
Это состояние длится в среднем сорок девять дней
"Сразу после смерти мы встречаем Предвечный Чистый Свет — тот самый, что в конце туннеля. Это важнейший миг в состоянии Бардо
Мало кому, однако, удается это сделать и достичь нирваны. Многие
проходят через Чикай Бардо вообще в беспамятстве, в обморочном
состоянии. Их сознание включается только в Хониид Бардо. Очнувшись,
умерший видит боль и горе своих близких и часто начинает себя жалеть.
Этого делать нельзя — не надо цепляться за ушедшее, не надо бередить
свои чувства. Важно успокоиться и принять все, что выпало на нашу долю.
В Хониид Бардо начинаются страшные видения, кармические миражи.
Вспыхнет яркий страшный свет, внутри которого будут раздаваться еще
более страшные, непривычные для нас звуки. «Книга» предупреждает о том,
что их ни в коем случае нельзя пугаться. Эти устрашающие миражи исходят
от нас самих, из бессознательной части нашего «я».
Если мы в них узнаем себя, то все будет хорошо, а если нет, то нас
охватит безумный страх, который может погубить. Если мы начнем и здесь
пугаться, убегать — не понимая, что убегаем от самих себя, то будем
проваливаться все ниже и ниже, пока, наконец, не воплотимся в новом
страшном мире.
Выбор всегда есть
Видения, которые последовательно появляются перед умершими, имеют
разные цвета: голубой, белый, желтый, красный, зеленый, серый. Все эти
цвета символизируют миры, в которых может начать новую жизнь душа. Их —
шесть, а не один, как привыкли думать на Западе. Умерший, предпочтя
какой-либо из этих цветов остальным, тем самым предопределяет свое
будущее воплощение в одном из этих миров.
Цвета, которые последовательно возникают перед покойником, имеют,
согласно тибетской «Книге», две ипостаси: яркие и тусклые. Ламы
рекомендуют предпочесть яркие цвета, слиться с одним из них — это
позволит человеку выйти в иные, более счастливые «измерения».
Тем не менее ламы предупреждают, что сделать это чрезвычайно трудно.
Почему? Да потому, что яркие цвета ослепляют и пугают — как и в земной
жизни. И если душа еще не готова к огненным мирам, она отталкивается
даже от них и притягивается к тому, что ей созвучнее. Темно-серое
дымчатое пространство может показаться таким теплым, уютным, влекущим. А
то, что этим цветом окрашен мир ада, выявится только в дальнейшем…
Выйти из этих миров чрезвычайно трудно
Вот каковы шесть основных цветов. Тусклым белым цветом окрашен мир
дэвов (богов), серым дымчатым — ад, голубовато-желтым — мир «рассудочных
существ» (людей), тусклым красноватым — мир неприкаянных духов
(претов), тускло-зеленым — мир враждующих великанов (асуров),
тускло-голубым — мир животных (но животных не в нашем привычном
понимании).
Мир дэвов находится выше всех, он в чем-то сродни христианскому раю. В
мире дэвов нет тяжелого труда, тягот жизни, напротив, там царят
беззаботность и наслаждения.
Ад практически идентичен христианскому аду, и попадаем мы в него за грехи дурно прожитой жизни.
Особенно интересен мир претов — неприкаянных, растерянных духов.
Существование такого мира прямо-таки напрашивается из всего того, что мы
видим в земной жизни. Мы встречаем множество людей, которые чувствуют
себя вечно неудовлетворенными, отверженными, не уверенными в себе. Если
после смерти мы уходим в те или иные миры Сансары, то логично
предположить, что и до рождения каждый из нас находился в каком-либо из
них.
Те люди, которые на земле ведут себя подобно неприкаянным духам,
возможно, прибыли на землю именно оттуда. Поэтому и условия их
воплощения (выбор родителей, первоначального окружения, внутренние
склонности) способствуют тому, чтобы они состоялись именно в этом
качестве. Но цель нашего развития должна заключаться в том, чтобы не
возвращаться после смерти в тот мир, откуда мы пришли, а подниматься
выше и выше.
Люди властные и агрессивные притягиваются к миру асуров — враждующих
великанов. Приходилось ли вам встречать людей, которые повсюду
приобретают врагов? Они не могут жить без врагов — даже если утверждают
обратное и верят в это сами. Эта всепоглощающая страсть приводит к тому,
что всю жизнь они проводят в непрестанной борьбе с другими людьми.
И хотя они обвиняют в этом окружающих, в действительности они не могут
жить без борьбы, которая постоянно подпитывает их эмоции — те эмоции, к
которым они тянутся всем своим существом (и от этого страдают сами). В
них живет как бы внутренний враг, который отравляет им жизнь, но у
которого они находятся в рабстве.
Отдушиной для них являются люди-преты, которыми легко управлять и на
которых они вымещают свою неудовлетворенность. Если преты мало верят в
свои силы, то асуры с виду очень сильны и активны. Тем не менее их
самолюбие также постоянно уязвлено, так как они повсюду стремятся к
первенству.
Тускло-голубым цветом окрашен мир животных. Согласно буддийскому
эзотерическому учению, все мы, нынешние люди, уже проходили стадию
животных и больше не должны туда возвращаться. Но тот, кто не стремился в
жизни к знанию, кому это казалось скучным, кто деградировал в процессе
жизни, притянется к тому миру, обитатели которого по развитию находятся
ниже мира людей. Ему покажется с ними уютно, поскольку они не ущемят его
самолюбие и не напомнят о его несовершенстве. И лишь окончательно
провалившись туда, он почувствует себя неудовлетворенным, лишенным
полноценного общения.
Если умерший не смог слиться с каким-либо из возникавших перед ним
ослепительных сияний и в то же время проигнорировал пять из шести
тусклых миров, перед ним открывается дорога в единственный оставшийся
мир — мир людей.
Именно так мы снова приходим в наш мир, забыв о прежних жизнях, но
сохранив в душе все хорошее и плохое, что совершили в предыдущих
воплощениях.