К 1670 году тот же Лево построил т. наз.
«Конверт», то есть окружил охотничий замок новыми зданиями в стиле классицизм. Западный фасад выходил в парк, который еще предстояло сделать неповторимым произведением искусства. В южном и восточном корпусах расположились покои короля, королевы и придворных.
После смерти Лево в 1670 году главным архитектором стал Франсуа д'Орбэ, он возвел восточный корпус и создал
Королевский двор. В 1670-е к Версалю приложил руку еще один знаменитый архитектор – Жюль Ардуэн-Мансар. Он достроил южный и северный корпуса перпендикулярными крыльями, в северном крыле появилась придворная часовня. Создал Мансар и
Зеркальную галерею в западном корпусе, от которой теперь у гостей захватывает дух.
Интерьеры дворца были отделаны с потрясающей пышностью: зеркала и росписи, статуи и вазы, золото, бархат, мрамор, перламутр, ковры, дорогие породы дерева – при строительстве и отделке были созданы профильные мануфактуры, тысячи ремесленников и художников трудились с утра до ночи. При экскурсии по дворцу вы увидите всю эту роскошь парадных залов, галерей, столовых, спален и кабинетов. Версаль стал прообразом дворцовых ансамблей Сан-Суси и Петергофа — все монархи хотели сделать так же красиво, как у Людовика!
Правда, придворным, в отличие от монаршей четы, жилось не слишком уютно. Они были размещены в небольших помещениях, где постоянно дуло в щели и плохо работали печи. «Удобств» в нашем понимании там тоже не было, ванные и туалеты считались излишествами. Так что многие современники с печалью рассказывали о том, как грязен Версаль.
Но не будем об этом, теперь-то всё вычистили и Версаль превратился в дивный музей. А мы, осмотрев красивые до избыточности залы, отправимся в Версальский парк.
В 1682 году Людовик и двор окончательно переехали в Версаль, стоивший невероятных денег – эквивалент 10 500 тонн серебра. Начались те феерические версальские празднества, которые вошли в историю и литературу. Для их организации привлекались тысячи актеров, музыкантов, декораторов, поваров, портных, парикмахеров… До Великой французской революции было еще так далеко, а страна под управлением умного короля казалась столь сильной, что оставалось одно – веселиться!
Разместить огромное количество гостей во дворце было непросто, так что «все – в парк!». Мастер ландшафтного проектирования Андрэ Ленотр, создатель Тюильри>, здесь показал весь свой талант в полном единодушии с Людовиком. Огромный французский регулярный парк сбегает от дворца пологими террасами-партерами с бассейнами и фонтанами.
Тени в нем почти нет, редкие купы деревьев – боскеты – служат декоративным целям. Как и во дворце, на отделку не поскупились: мрамор, позолоченные статуи, оригинальные растения, павильоны…
Заканчивается перспектива парка
Большим каналом. Он спроектирован так, чтоб заходящее солнце скользило по поверхности воды, и на закате гладь канала превращалась в расплавленное золото.
В самой отдаленной части парка находится т. наз.
имение Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, казненной вместе с ним революционерами.
Здесь придворные дамы играли в крестьянок – надевали на дорогущие платья кружевные фартучки и кормили с рук чистеньких козочек. В имении находятся дворцовые павильоны –
Малый Трианон и
Большой Трианон, которые тоже отделаны с пышностью.
Главное украшение парка – фонтаны, которые с апреля по октябрь выбрасывают мощные струи воды и собирают вокруг себя толпы зрителей.
По выходным водная феерия сопровождается музыкой и подсветкой – воистину королевское зрелище!