Чтобы впустить в жизнь новое, нужно освободить
для него пространство - избавиться от старого, уже ненужного. От того,
что уже не приносит удовлетворения или тормозит развитие.
Это правило справедливо для любой сферы жизни человека. Трудно
поставить новый диван в комнату, где место занято старым. Трудно завести
новых друзей, проводя весь свой досуг в старой компании, с которой
становится все меньше общих интересов. Трудно встретить (заметить) новую
любовь, оглядываясь назад, цепляясь за отношения, которые когда-то в
прошлом приносили радость, но в настоящем только боль. Трудно найти
новую интересную работу, если старая, хоть и опостылела, но занимает все
время и не только рабочее.
Не бойтесь что-то терять, от чего-то отказываться – это обязательное
условие развития. Ребенок, чтобы родиться, должен потерять пуповинную
связь с мамой. Чтобы научиться общаться с социумом – должен отойти от
мамы. Чтобы создать самостоятельную собственную семью – должен уехать
жить в другое место.
Если оглянуться назад – сплошные расставания: сначала прощание с
детским садом, потом прощание со школой, прощание с ВУЗом, прощание с
очередным местом работы. А с другой стороны – это новые встречи, новые
места, новые проекты, новые достижения и это здорово!
Большое заблуждение считать, что Старый год уходит автоматически с
наступлением Нового. Если его как следует не проводить, то он будет
тащиться рядом. Будет ставить Новому подножки, будет цепляться и
тормозить, будет хныкать и проситься на шею.
Проводить Старый год – значит выбросить все ненужное. В прямом смысле
слова. Провести вместе с ребенком ревизию его вещей. Отдать игрушки,
которыми ребенок уже не играет, отдать одежду, из которой он вырос.
Выбросить сломаные игрушки.
Проводить Старый год - значит проанализировать, сделать выводы, понять,
куда хочется двигаться дальше, понять, что нужно взять с собой, а что
оставить. Признать ошибки свои, простить ошибки другим. Сказать спасибо
тем, кто помогал двигаться к цели и тем, кто мешал. Потому что те, кто
ставит нам препятствия – помогают нам еще больше, вынуждая преодолевать,
размышлять, учиться.
Найдите время для проводов Старого года вместе с детьми. Пусть в узком семейном кругу каждый ответит на вопросы:
1.Что радостного произошло в уходящем году?
2.Что было самым грустным?
3.Что было обидного?
4.Что больше всего запомнилось? Какое самое сильное впечатление?
5.Какие были успехи, победы, достижения?
6.Какие были неудачи и чему научили?
7.Что хочется взять с собой в Новый год, а от чего избавиться?
То, с чем хочется расстаться, можно
записать на листе бумаги: обиды, болезни, вредные привычки, лень и
другие недостатки – из всего этого формируем общий список, а потом
устраиваем его ритуальное сожжение.
После этого составляем другой список – список того, чего хочется
достичь в Новом году. А рядом с каждым пунктом пишем, какие есть для
этого ресурсы (знания, навыки, люди, опыт, приобретенный в уходящем
году) Важно понимать, что год никогда не проходит безрезультатно - мы
можем стать богаче на этот год, если правильно распорядимся полученным
опытом.
Часто дети и взрослые по-разному оценивают те или иные события. То, что
значимо для взрослого, может быть совершенно несущественно для ребенка и
наоборот. Например, взрослый считает ключевым событием года перевод
второклассника в лингвистическую гимназию. А ребенок говорит, что больше
всего запомнил в уходящем году серого котенка, которого папа не
разрешил взять домой. Обсуждая эти вопросы вместе с детьми, мы начинаем
лучше их понимать. А еще учим детей самоанализу, выстраиванию
причинно-следственных связей, опоре на приобретенный опыт при достижении
новых целей. |